Примитивизм Наивное искусство История возникновения примитивизма Великие примитивисты Примитивизм и живопись

Навигация

Примитивизм - прошлое и настоящее.


Биографии:

Нико Пиросмани

Бабушка Мозес

Мария Примаченко

Екатерина Билокур

Иван Генералич

Мартин Рамирес





Примитивизм. Истоки возникновения примитивизма.


Примитивизм - Art Naive - «Живопись семи воскресений в неделю» - искусство людей, не утративших в своей душе Ребенка. Это «срединное искусство», оторвавшееся от фольклорной «земли» и не поднявшееся до учено-артистического «неба». Корни его уходят в Детство человечества, когда искусство было неотрывно от жизни. Не было различия между охотником и художником, хозяйкой и танцовщицей. Было только разделение между мужчинами и женщинами. Различные виды деятельности, различные мифы, различные обряды. Эти различия сохранились и в примитивном искусстве: мужчины здесь представляют психологическое направление, женщины - декоративное. Объединяет их только детская непосредственность отображения, младенческая способность к восприятию генетической памяти поколений. На их картинах Взрослые простодушны и угловаты, как дети, а Дети с глазами мудрых стариков, увеличенные до гигантских размеров, играют с марионетками-родителями. Так подсознание художника восстанавливает на полотне справедливость.

У истоков европейского примитивизма — Гоген, Матисс, Дерен, немецкие экспрессионисты (Э.-Л.Кирхнер, Э.Нольде, Э.Хеккель, К.Шмидт-Роттлюф и др.), К.Карра, А.Модильяни и многие другие, сублимирующие уроки примитивного (народного, традиционного) искусства, которое открывает путь также и противоположному — рационалистическому направлению: кубизму, супрематизму, конструктивизму.

Украинский примитивизм, в отличие от европейского «городского» Art Naive, теснее связан с фольклором. Его истоки следует искать в древнейших охотничьих и земледельческих пластах культуры.

В повороте к примитивизму в России, как и в других странах, изначально различаются два противоположных подхода: тот, который имеет своим основанием идею "естественного порядка вещей" (природа, культура), другой — минимизацию формы, совершенствование ее идеопластической функции, идею конструирования новых сущностей (цивилизация).

Таким образом, примитивизм рубежа веков находится у истоков двух полярных, противостоящих друг другу направлений искусства 20 в., в которых со всей определенностью выражены дихотомия Уникального и Универсального. С точки зрения морфологии ключевой момент — редукция формы, которая в первом случае выглядит как ее опрощение (этическое), во втором — как упрощение (эстетическое). Обе тенденции вызревают в европейской культуре на протяжении всего 19 века.

 


clock html часы для сайта html


Поиск по сайту


Вам нравится сайт?




Погода сегодня











Яндекс цитирования Счетчик и проверка тИЦ и PR
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 © S.S.V. 2009-2014