Примитивизм - Art Naive - «Живопись семи воскресений в неделю» - искусство людей, не утративших в своей душе Ребенка.
Это «срединное искусство», оторвавшееся от фольклорной «земли» и не поднявшееся до учено-артистического «неба». Корни его уходят в Детство человечества, когда искусство
было неотрывно от жизни. Не было различия между охотником и художником, хозяйкой и танцовщицей. Было только разделение между мужчинами и женщинами. Различные виды
деятельности, различные мифы, различные обряды. Эти различия сохранились и в примитивном искусстве: мужчины здесь представляют психологическое
направление, женщины - декоративное. Объединяет их только детская непосредственность отображения, младенческая способность к восприятию генетической памяти поколений.
На их картинах Взрослые простодушны и угловаты, как дети, а Дети с глазами мудрых стариков, увеличенные до гигантских размеров, играют с марионетками-родителями.
Так подсознание художника восстанавливает на полотне справедливость.
У истоков европейского примитивизма — Гоген, Матисс, Дерен, немецкие экспрессионисты (Э.-Л.Кирхнер, Э.Нольде, Э.Хеккель, К.Шмидт-Роттлюф
и др.), К.Карра, А.Модильяни и многие другие, сублимирующие уроки примитивного (народного, традиционного) искусства,
которое открывает путь также и противоположному — рационалистическому направлению: кубизму, супрематизму, конструктивизму.
Украинский примитивизм, в отличие от европейского «городского» Art Naive, теснее связан с фольклором. Его истоки следует искать в древнейших
охотничьих и земледельческих пластах культуры.
В повороте к примитивизму в России, как и в других странах, изначально различаются два противоположных подхода: тот, который имеет своим
основанием идею "естественного порядка вещей" (природа, культура), другой — минимизацию формы, совершенствование ее идеопластической функции, идею конструирования
новых сущностей (цивилизация).
Таким образом, примитивизм рубежа веков находится у истоков двух полярных, противостоящих друг другу направлений искусства 20 в.,
в которых со всей определенностью выражены дихотомия Уникального и Универсального. С точки зрения морфологии ключевой момент — редукция формы, которая в первом
случае выглядит как ее опрощение (этическое), во втором — как упрощение (эстетическое). Обе тенденции вызревают в европейской культуре на протяжении всего 19 века.