Навигация

Классицизм древней Греции. Ответная гримаса варваров.

Дата добавления: 2010-04-05

Автор/Источник: Даниил Завгородний.

Классицизм, как идеальное средство изображения совершенства и гармонии, существовал еще в древней Греции. Только не в жанре живописи, а скульптуры. То, к чему пришли художники второй половины 17-го века (Никола Пуссен), давно было уже пройдено и открыто на заре цивилизации, но в другом виде искусства. Спокойные мраморные и бронзовые античные изваяния, исполненные величавой мужской и женской красоты, лишены ненужной нарочитости и вычурности (маньеризм, барокко) - того, что было у нас до классицизма, а также экспрессии и условности ( романтизм, абстракционизм ) - того, что было после. Достигнув высочайшего уровня в своем деле, ваятели той отдаленной эпохи не могут быть превзойденными до сегодняшнего дня.

Нашествие варварских племен сломало эти технологии, мастера не смогли пере- дать свой опыт и знания следующим поколениям. Тотальное разрушение и порча скульптур было вызвано не столько природной ненавистью бедных к богатым, как это может показаться на первый взгляд, сколько в разном понимании греков, римлян и варваров их языческих богов. Если греки и римляне отождествляли своих богов с небесными планетами, возвышенными субстанциями, с красивыми лицами и телами, то варвары поклонялись богам в образе зверей, да и сами ходили в шкурах.

Начав бить скульптуры, варвары очень быстро поняли, что на это уйдет уйма времени и они заняты весьма неблагодарным делом - просто скульптур было чересчур много. Тогда, посовещавшись между собою, напрягая свои утлые мозговые придатки, дикие завоеватели пришли к гениальному, на их взгляд, решению - отбивать им всем носы. Вот почему античные статуи и бюсты в своем подавляющем большинстве красуются без носов. Варвары считали, что тем самым они лишают их некой магической силы.

Удивительно, но готы и впрямь были уверены, что их боги гораздо более сильнее и совершеннее, потому что удовлетворяют их первобытные инстинкты, и нет ничего лучше на свете, чем набитый едой живот. Аспект духовных ценностей был для них чужд и непонятен. Однако, добравшись до театров и напялив на себя трагедийные и комедийные маски, дикари немного покривлялись и вскоре их бросили - точно также поступили бы и лесные обезьяны. Ведь, чтобы поставить спектакль, нужно иметь развитое воображение сценариста и хоть какой-нибудь интерес и понятие этой темы.

Римский император Нерон, считавший себя высокодуховным человеком и неподражаемым артистом, по своим делам мало чем отличался от последующих варваров, хотя лично он так и не считал. Сжечь город для написания пейзажной поэмы, утопить родную мамочку на специально построенном корабле, а затем посвятить этому сюжету великую трагедию в театре - его стиль. Я бы сходил на такой спектакль, но смотрел бы его как комедию. В искусстве цинизма Нерон действительно никем непревзойден. Лавры Софокла - вот был предмет его страстных вожделений, но снискать их ему так и не удалось. В этой тщетной погоне его мало интересовали нужды армии и народа, в результате чего он потерял и корону, и жизнь. Так наступил конец сумасшедшего дикаря, имевшего очевидное сходство по своей внутренней сущности с грядущими ужасными вандалами. Однако варвары, сметая все на своем пути, были весьма непросвещены в таких тонких вопросах и безжалостно, в порядке общей очереди, отбили дежурный нос на бюсте Нерона, не подозревая об их духовной, а точнее - бездуховной близости. Вот в таком виде мы этот бюст сейчас и наблюдаем.

Ганнибал, устроивший римлянам раздачу слонов, в данном случае африканских, если бы и захватил Рим, вряд ли поступил так с греко-римской культурой. У карфагенян было другое о ней представление. Примечательно, что сейчас все помнят и знают Герострата, спалившего храм Артемиды в Эфесе, но мало кто с ходу назовет имя архитектора и ваятеля Эллады, его создавшего. Может быть, мы все немного унаследовали логику разрушителей? Архитектора звали Херсифрон. Завершали строительство Пеонит и Деметрий. А восстанавливал храм после сожжения Хейрократ. Вот именно второй вариант храма и стал одним из cеми чудес света.

Даниил Завгородний. 2010 год.


 

 


clock html часы для сайта html


Поиск по сайту


Вам нравится сайт?




Погода сегодня











Яндекс цитирования Счетчик и проверка тИЦ и PR
Яндекс.Метрика
Rambler's Top100 © S.S.V. 2009-2014